Винный судья Бретт Криттенден в интервью РБК-Юг расказал о сложностях оценки вин, российской индустрии и ценности для отрасли дегустационных конкурсов
Бретт Криттенден, Brett Crittenden (Великобритания - Франция) - винный судья международного класса, постоянный член жюри самых престижнейших международных дегустационных конкурсов (таких, как Australia’s National Shows, WIN-PAC (Гонконг), International Wine Challenge (Лондон, Гонконг, Япония), International Wine & Spirit Competition (Лондон)). Экспертные оценки Бретта всегда предшествуют крупным коммерческим сделкам, к его мнению прислушиваются ведущие винные дилеры мира. Живет и работает в Великобритании.
- Господин Криттенден, недавно в Краснодаре завершился Международный дегустационный конкурс винодельческой продукции «Южная Россия». В этом году на нем было представлено 11 номинаций. То есть каждый год количество номинация только увеличивается. Растет и число участников. На ваш взгляд, что дают подобные конкурсы местным виноделам?
Я считаю, что Россия - одна из первых стран, которой удалось поднять на абсолютно новый уровень именно локальные, региональные соревнования такого рода (то есть дегустационные конкурсы). Потому что именно соревнования местного уровня позволяют виноделам понять, где они находятся среди своих непосредственных конкурентов. Они могут сравнить свою продукцию с продукцией тех, кто работает с ними на одном рынке, пообщаться с ними, и, наконец, понять свои сильные и слабые стороны.
Почему, например, австралийские вина приобрели такую известность и популярность, а также добились высокого качества? Это произошло именно благодаря подобным конкурсам, которые устраивались в Австралии на протяжении многих лет, и там представлялись тысячи наименований. Очень важным аспектом таких соревнований была возможность местным австралийским виноделам пообщаться с международными судьями, которых всегда приглашали на подобные мероприятия. Они опять же выносили оттуда понимание своего положения, своей позиции на рынке. Я стоял у истоков конкурса "Южная Россия" около 10 лет назад и могу отметить, что тогда доля автохтонных вин (то есть произведенных из местных сортов винограда) составляла 1-2%. Сегодня же мы наблюдаем рост этой доли до 10%. Я очень хотел бы через некоторое время, когда экономические условия позволят, присутствовать на конкурсе, в котором будут соревноваться только автохтонные вина.
Международный дегустационный конкурс винодельческой продукции «Южная Россия» прошел 25-26 апреля в Краснодаре в рамках ежегодной Международной выставки винодельческой продукции, оборудования и технологий для виноградарства и виноделия «Винорус. Винотех». За основу были взяты Правила проведения Международных конкурсов вин Международной организации винограда и вина (МОВВ или OIV). По которым, в частности, сумма всех медалей, присужденных образцам с наилучшими результатами, не должна превышать 30% от общего количества образцов. Все образцы конкурса дегустировались вслепую и оценивались по 100-балльной системе.
- Для виноделов такие конкурсы, несомненно, полезны. А для потребителя что они значат? Могут ли "развернуть" их вкус к местным винам?
Я полагаю, что вопрос можно разделить на две части. Первое, что следует отметить, итоговая ценность этого конкурса обращена именно на потребителя, потому что речь идет об улучшении качества вина. А от этого, естественно, выигрывает потребитель.
С точки зрения продвижения местных вин из автохтонных сортов, безусловно, такие конкурсы имеют большой смысл. Например, известно, что во в Франции, Италии около 2 тыс. наименований вин, произведенных именно из местных сортов. Пино Блан, Пино Нуар, Каберне и т.д. - это делают все. А вот сделать Красностоп, который был бы на уровне международного качества (такие образцы были представлены на последнем конкурсе) - это достаточно сложная задача. Если эта задача решается, то такой конкурс помогает продвинуть это вино и представить его потребителю в том числе и за рубежом. Иными словами, это открывает экспортные возможности для местных виноделов.
- Можно ли говорить о том, что за годы существования конкурса уровень российских вин вырос? Могут ли они сейчас конкурировать с международными по качеству?
Я полагаю, что нельзя просто взять среднюю линию качества, которую можно применить к винам, и сказать - достигают ли эти вина высокой планки или нет. Стало больше как хороших вин, так плохих - выросло разнообразие. Это тоже хорошо. Если посмотреть с точки зрения производства, безусловно, его качество повысилось. И с точки зрения использования терруарных особенностей и способностей виноделов их передать в вине - тоже все значительно улучшилось. Виноделы становятся более искусными в производстве. Они стараются передать именно то, что дает местная земля. В то же время на рынке помимо крупных производителей появляется немалое количество и гаражистов, и малых компаний, и семейных винокурен, которые постепенно учатся делать вино. И с каждым годом, будем надеяться, у них будет получаться все лучше и лучше. Именно такие производители и способны передать в лучшем виде особенности территории.
В то же время если рассматривать международные конкурсы, там качество - это более постоянная величина. То есть те вина, которые попадают туда и выигрывают, имеют стабильно высокое качество. Здесь же ситуация несколько иная: есть вина откровенно высокого качества, но есть и не очень хорошие. Однако около 75% из "медалистов" - вина, которые могли бы успешно показать себя и на международных дегустационных конкурсах.
- А перепады качества, на ваш взгляд, с чем связаны, может быть с тем, что российское виноделие находится только в процессе своего становления?
Безусловно, тот факт, что виноделие в России сейчас только развивается, имеет значение. Но здесь важно учитывать и другие факторы. В частности, например, на этом конкурсе было огромное количество вин, которым требовалась вторая бутылка из-за вкуса от пробки. Это показатель того, что отношение ко всем процессам производства неравнозначное. Какие-то из них местные виноделы тщательно соблюдают. А вот, например, с выбором пробки они могут немного продешевить. В итоге отличное, качественное, вкусное вино закрывают плохой пробкой - и на выходе хорошего вина нет, потому что пробка дает свой вкус. Или же не дают вину отстояться, рано бутилируют и т.д. Если ко всем таким, казалось бы, мелочам отнестись с должной серьезностью, результат будет гораздо лучше.
Добавлю, что в индустрии наблюдается большая вариативность в оснащенности, инфраструктуре. Есть предприятия, на которых оборудование самое современное, а есть уже упомянутые молодые и семейные компании, у которых нет средств или даже желания заниматься оснащением по последнему слову техники. Это, естественно, отражается на качестве вина. В то же время это естественный процесс. Вино - это естественный продукт. Нет какой-то единой формулы хорошего, качественного вина. Это в некотором роде искусство - выразить то, что дает земля и выращенный на ней виноград, в напитке.
- Может быть, вопрос не совсем по адресу, но все же: что мешает развитию российского виноделия, какие сдерживающие факторы вы видите?
Как известно, в Краснодарском крае зона рискованного земледелия. Например, в 2015 году в апреле были заморозки, и, соответственно, где-то урожай совсем погиб. Но именно в поиске оптимального места заключается в том числе и качество вина. Его найти достаточно сложно, порой необходимо пойти туда, где кажется, что у тебя ничего не получится, найти эту "кромку лезвия ножа", по которой можно пройти, чтобы получить хорошее качество. Я вижу, что большие деньги в Краснодарском крае вкладываются в виноделие, вижу растущее внимание к процессам и индустрии в целом. И это очень хорошо. Но нельзя ожидать возврата таких инвестиций в ближайшие 5-10 лет. Это все рассчитано на поколение вперед. Даже если взять в пример Францию, у многих виноделов сотни, тысячи лет ушли на понимание того, какой склон дает лучший виноград того или иного сорта. Здесь - то же самое. Виноделие - это годы и опыт. Конкурсы типа этого, еще раз отмечу, каждый раз позволяют понять местным виноделам, где они в данный момент находятся на их пути к совершенному вину.
- В связи с этим следующий вопрос. У нас растет количество производителей хороших вин. Но их же нужно адекватно оценивать. Есть ли в России толковые сомелье или ощущается их нехватка?
Сразу скажу, что я согласен с тем, что судей может быть недостаточно. Желательно, чтобы их было больше. Для этого и нужны такие конкурсы, как "Южная Россия". В отличие от многих других конкурсов, здесь люди не скупятся и действительно приглашают международно признанных экспертов. Они имеют возможность высказать свое мнение и часть своего опыта передать местным судьям.
Кроме того, большое значение имеет тип оценки, который принят на том или ином конкурсе. Здесь все проводится по международным правилам. Если брать, к примеру, некоторые дегустационные конкурсы, которые проходят в Лондоне, то там речь идет больше об обсуждении вин.
Следует понимать, что кому-то из экспертов вино понравится, а кому-то - нет. В итоге оно получит усредненную оценку. Эта усредненность - враг качества. Так же как судят произведения искусства, так и с вином. Великий общепризнанный художник, но на конкурсе одному судье его произведение понравилось, а другой его не понял. Результат - средняя оценка, которая явно не соответствует уровню этого автора.
Если говорить о судьях в регионе, их недостаточно. Но я могу отметить, что в той же Москве количество разбирающихся в вине сомелье, количество экспертов очень неплохое. И есть кому учиться, и у кого поучиться. Так что конкурсы среди прочего очень важны именно фактором обмена опытом, в этом и состоит развитие.
- Часто приходится слышать мнение виноделов о том, что сейчас в РФ сложные экономические условия, тем не менее, импортные вина дорожают, и это шанс для отечественных производителей занять свое место на полках. Согласны ли вы с ними и как этот шанс использовать?
Во-первых, следует отметить, что падение рубля - это, может быть, и возможность. Но при этом цены на оборудование, которое в большинстве своем импортное, растут также. И это, безусловно, отразится на цене вина. То есть нельзя рассчитывать на то, что российское вино вдруг станет дешевым по сравнению с импортным. Естественно, производитель свои затраты заложит в цену. Российское вино никогда не будет дешевым. В первую очередь потому, что речь идет преимущественно о ручном производстве. Скажем, в Австралии виноград вообще не видит человека - все механизировано. Поэтому австралийское вино дешевое. Хороший пример отказа от конкуренции - Новая Зеландия. Они никогда не пытались конкурировать с австралийскими винами, а производили свои, больше используя ручной труд. Конечно они продают на международном рынке меньше вина, так как цена на него гораздо выше. Сейчас появились на рынке дешевые новозеландские вина, и они отвратительны. То же самое можно сказать и о некоторых образцах, которые были представлены здесь. Вина, которые получили медали и награды, действительно, очень высокого международного уровня, и они способны занять свою нишу. В этом и заключается секрет успеха: необходимо найти свою нишу и работать в ней. В том числе и в первую очередь работать с рынком: заниматься образованием потребителей, проводить специальные программы, заручиться господдержкой, работать с ресторанами. Все это имеет большое значение. Местные бренды необходимо продвигать, именно как местное вино, чтобы люди знали его и пили. Занять эту нишу и не пытаться найти какой-то компромисс по цене. Ни в коем случае этого делать нельзя, потому что это отрицательно отразится на качестве, и хорошего российского вина тогда не будет. Основной момент относится к качеству конечного продукта без компромиссов, не взирая на цену, кризисы и другие коммерческие факторы.
Олег Павленко
Фото: whywhywine.ru
kuban.rbc.ru