Портал Profibeer продолжает публиковать выступления экспертов «Алкоконгресса». О предлагаемых изменениях в законодательном регулировании виноделия рассказал глава Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович.
– «Винный форум» мы открыли, мы поговорили о стекле, в которое вино льется, мы поговорили сейчас об очень интересной вещи, и я благодарен очень ростовчанам за то, что усилия по материализации этого слова «кластер» они подхватили и сейчас делают быстрее и лучше всех. Потому что, действительно, еще года четыре назад по предложению Минэкономики, по предложению «Деловой России» был подготовлен целый ряд предложений по развитию, активно готовили материалы в Краснодаре. В настоящее время в Дагестане президент республики очень хорошо и часто говорит, что у нас в республике развивается винный кластер, но формирование его в уже законном, формализованном виде, пожалуй, ростовчане оказались впереди всех. В эту борьбу, движение они вошли последними, но, похоже, с точки зрения формального кластера – первые, и это здорово. И в этом хочется им пожелать только всего лучшего.
– Теперь о наших вопросах, о нашем форуме. Вообще-то нас тут мало собралось людей, поэтому не хочу вас утомлять статистикой, которую вы знаете и без меня. Хочется поговорить о чем-то новом и интересном для вас, вы вместо того, чтобы переходить по форумам, пришли сюда, чтобы нас выслушать, и хочу поговорить о нескольких вещах, возможно, интересных вам.
– Первое — недавняя встреча Минсельхоза. У меня появилась уверенность после этих встреч, что уже начнется движение и появится еще одна штука, помимо кластера, на которую мы очень рассчитываем. Вещи, без которой жить нельзя, но мы без нее 20 лет живем. Это стратегия развития виноградарства и виноделия России. Дело в том, что было несколько подходов к этим стратегиям. Мы что-то писали, были какие-то наброски, но все это были наброски. Сегодня ситуация складывается таким образом, что Минсельхоз, вернувшись к руководству виноделием в какой-то части, в ближайшее время, видимо, закажет это. И я говорю об этом не только с точки зрения информации, но и с точки зрения того, что нужно будет участие всех. Потому что эту стратегию, безусловно, кому-то поручат писать, будет какая-то консалтинговая компания, которая будет это делать, но для того, чтобы она была наполнена, для того, чтобы она была по-настоящему действительной стратегией, хочется знать и хочется привлечь к этому всех присутствующих в этом зале. Поэтому моя электронная почта, наверное, всем известна, кому неизвестна, я готов ее назвать, если какие-то будут предложения по стратегии, давайте.
— Второй достаточно интересный момент, который нас ждет в следующем году, мы начали о нем разговаривать на алкогольном форуме перед этим, – это, видимо, какая-то реконструкция 171-го закона. Вопрос назрел, вопрос будет делаться, и нам с вами на нашем форуме надо начинать проговаривать – а что же мы хотим увидеть в той концепции, которая будет предложена? Пока это видится примерно в следующем виде: у нас на сегодняшний день в 171-м законе записаны три основных вида вина и винодельческой продукции – это просто винодельческая продукция, винодельческая продукция с защищенным географическим указанием и винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения. Две вторые производятся только из винограда, выращенного в России, и поэтому видится, что регулирование винодельческой отрасли, я имею в виду производство всей винодельческой продукции, включая и вино, и игристое вино, и ликёрное вино, и продукты из дистиллята, тот же коньяк, может быть, отчасти бренди, регулирование всего этого должно отличаться очень, во-первых, от других частей, например, от регулирования производства путем смешивания спирта с водой и произведенных из ячменя и хмеля, пиво я имею в виду, но и внутри мы должны четко выработать подход. Если мы скажем – регулируйте нас всех одинаково, нас не поймут, потому что скажут – ну как же так, у вас там новое вино, оно производится из российского, из импортного, ведь должны какие-то быть разные подходы немножко, должны быть какие-то преференции для того, чтобы хотелось сегодня больше сажать винограда и делать из него винодельческую продукцию с защищенным географическим указанием. И поэтому насколько облегченное регулирование должно быть по отношению к этим вещам, нам предстоит выработать, причем выработать некое такое коллективное решение, коллективное мнение.
— У всех есть свои взгляды, каждый озабочен своим предприятием. Каждый, кто сидит и делает свою продукцию, уверен, что самые большие льготы должны быть на его продукцию, но так не бывает. Нам придется выработать какой-то общий подход. Так же, как этот подход вырабатывали с вином с защищенным географическим указанием, под вином я понимаю «винодельческая продукция». Мы об этом говорили, наверное, последние года три. И сегодня, вроде бы, у большинства тех, кто выговаривает эти слова, есть понимание того, что это.
Тем не менее, когда сегодня попадаются в руки письма даже от регулирующих органов, от того же РАРа, вот у меня на столе лежит письмо от ростовского филиала, который рассказывает, как получить лицензию на ЗГУ, то возникают сомнения, что до сих пор не все поняли, до сих пор еще до конца не договорились, что и как. И для чего сейчас утруждать этими деталями, договариваться об этом, но я хочу другого. Я хочу призвать вас всех думать над этим и высказывать свое мнение. Я благодарен господину Юдичу за этот форум, где мы можем как-то о чем-то поговорить, но, друзья мои, давайте чаще встречаться, давайте чаще общаться.
– Сейчас пошла новая тенденция: создание саморегулируемых организаций. В Краснодарском крае две саморегулируемых организации, третья где-то крестьянско-фермерских то ли будет, то ли не будет, не понятно. Крым. Фактически саморегулируемая организация на последней фазе, регистрируется в Минюсте. Ставропольский край. Фактически то же самое, регистрируется в Минюсте. Ростовская область – вы только что слышали. Вчера я разговаривал на стенде Дербентского коньячного комбината о регистрации саморегулируемой организации, там уже вышла на стадию создания документов и подаче в Минюст. То есть, мы от таких аморфных, очень общих общественных организаций, которые мы называли с вами ассоциацией, союзом, переходим к большей конкретике и, самое главное, что люди, создающие эти организации, готовы на себя брать ответственность за производство этого товара в той области, в том крае, где они создаются.
Это классно, потому что государство за нами не набегается, не насмотрится. И если смотреть на опыт мира, то только ремесленнические сообщества, которые пишут правила сами для себя, в конечном итоге оказываются успешными. И я верю, что по мере того, как эти организации появятся, окрепнут, заявят о себе перед властью, власти некуда будет деться, кроме как передать функции, которыми она сегодня владеет, но их не осуществляет, именно этим организациям. И регулирование производства вин с защищенными географическими указаниями и защищенным наименованием места происхождения, а нам еще предстоит договориться, что это такое, потому что последний год разговоров с наукой, с чиновниками, между нами, виноградарями и виноделами, показывает, что понятие «вино с защищенными наименованием места происхождения» достаточно разное. И разное представление о том, кто должен за этим смотреть, контролировать.
С моей точки зрения, должна контролировать только антимонопольная служба, чтобы мы там друг с другом, если кто-то сильно начнет монополию создавать, так и все, больше смотреть некому, остальные оставят нас как производителей редиски и морковки, и мы будем между собой сами соревноваться. Вот этот момент очень важен, и хотелось услышать ваше мнение, я в общем-то и говорить больше ни о чем не буду, потому что очень-очень важно, что скажете вы. Спасибо.
Вопрос: – Леонид Львович, показалось, что в какой-то период времени разговоры о МРЦ на вино пошли в гору. Потом показалось, что они пропали. Вы не подскажете, что происходит на самом деле?
Попович: — Вначале предполагалось, что приказ об установлении минимальной цены на вино и вино игристое будет практически одновременно. Но производители игристого вина чуть раньше начали, чем мы, и в конечном итоге Росалкогольрегулирование решило, что вначале должен пройти приказ об установлении цены на шампанское, игристое вино. Я так понимаю, к середине марта, самое позднее, мы узнаем номер и дату, потому что этот продукт, этот приказ пошел по бюрократической. Там все определено, там полежать две недели, там полежать две недели, и после того, как он выйдет, мы договорились между собой, что сразу будем инициировать принятие такого приказа по вину, ликерному вину, фруктовому вину и, возможно, винным напиткам. Но надо дождаться марта, это работа на апрель, для более быстрого инициирования.
Источник: «Цифрра Дробиз».