Сельхозпроизводители вина, иногда называемых «гаражными», рассчитывали до февраля нынешнего года пройти процедуру упрощённого лицензирования. Однако механизм застопорился на стадии обсуждения деталей. Глава Союза виноградарей и виноделов Дона Игорь Губин считает, что принятие этого механизма позволило бы местным производителям сделать рывок в развитии местного виноделия и импортозамещении, поэтому планирует превратить Союз в СРО с тем, чтобы оказывать большее влияние на развитие отрасли.
— В прошлом году на законодательном уровне начал реализовываться ряд инициатив, призванных облегчить процедуру лицензирования. В какой стадии сегодня эти механизмы?
— Сегодня они пока не работают: законодательство в стадии разработки, и малые производители не могут начать процесс лицензирования, поскольку закон принят, а инструменты его реализации ещё отсутствуют. Виноделы, производящие продукцию в небольших объёмах, пока выкручиваются, как могут: кто-то продаёт вино на ярмарках, кто-то — распространяет по знакомым или по схеме, когда продаётся какая-то вещь, а в подарок — бутылка вина. Пока производители в стеснённом состоянии, хотя очень надеялись, что до 1 февраля 2016 года закон заработает.
— В чём основное препятствие для внедрения новой процедуры?
— В Москве 19 января собиралась рабочая группа, на которой шли жаркие обсуждения механизма. Основной вопрос — это требования к производственному помещению. Должно ли это быть специализированное производственное помещение, или это может быть гараж или другое помещение на территории жилого дома.
— Это главный камень преткновения?
— Главное препятствие — это принятие изменений к налоговому кодексу о введении госпошлины на получение лицензии по упрощённому варианту. Проект предусматривает оплату 65 тысяч рублей за лицензию сроком действия 15 лет. Пока это изменение не внесено в налоговый кодекс. Как только оно будет принято, все производители подадут заявление, оплатят пошлину, и смогут получать лицензии и легально торговать.
— Есть у виноделов лоббистские группы, которые принимают участие в разработке отраслевого законодательства и представляют интересы малых производителей?
— Союз виноградарей и виноделов России и региональные его подразделения занимают активную позицию по всем вопросам, связанным с развитием отрасли. Плюс к тому, на нашей стороне — такие крупные политические фигуры, как Александр Ткачёв и омбудсмен Борис Титов. Вопросы, связанные с виноделами, постоянно находятся в обсуждении и находят отклик со стороны премьер-министра России. Я не знаю, в силу каких причин буксует принятие конкретно этого механизма: вероятно, существует определённое противодействие, но его источники я не могу назвать.
— Как новые изменения в применении ЕГАИС для розницы и общепита повлияют на рынок слабоалкогольных напитков?
— Эта регулирующая мера налагает определённые обязанности на точки розницы и общепита. Она не касается напрямую винодельческой отрасли, но может оградить рынок от фальсифицированной продукции: если она исчезнет с полок, то для добросовестных виноделов расширится канал продаж.
— В каком состоянии дела у донского Союза виноградарей и виноделов?
— В данный момент мы проходим процедуру регистрации Союза в Минюсте России в качестве СРО. В таком качестве мы сможем выполнять функции регулирования отрасли в соответствии с законом 315-ФЗ и 171-ФЗ. Сможем взять на себя такую функцию, например, как учёт и декларирование валового сбора винограда для производства вина и шампанского с защищённым географическим наименованием и наименованием места происхождения. Кроме того, с 1 января мы можем взять на себя такую функцию, как расчёт потребности в федеральных специальных марках для предприятий. На Дону не нашлось 30 участников СРО, как того требует законодательство, поэтому в нашей организации будут виноделы из Волгоградской области, Астрахани, Самары и Воронежа, и в нашем названии добавится слово «Волга».
Людмила Шаповалова
фото: "Городской репортер"
www.expertsouth.ru