тел.: (8652) 77-45-98

факс: (8652) 77-45-90

Государственная поддержка
Наши услуги
Инвестиционная привлекательность отрасли
Доска объявлений
Предприятия отрасли
Винная карта Ставрополья
Союзы отрасли
Экономика подотрасли
Законодательство
Кадры

Кредитование винодельческой отрасли – актуальная тема в условиях импортозамещения

Кредитование винодельческой отрасли – актуальная тема в условиях импортозамещения
09.07.2015

     Российский аграрный сектор переживает настоящий ренессанс. Повышенный интерес государства к отечественному производителю обусловлен внешними политическими факторами. Как говорится, не было бы счастья – да несчастье помогло. Одной из отраслей российского сельского хозяйства, на которую сейчас обратили свое внимание банкиры, является производство отечественных вин.

От домашних наливок – к победам за рубежом

     Как рассказал ведущий частный сомелье Москвы Сергей Попов, история российского виноделия началась еще в XVII веке. Именно тогда, как утверждают исторические факты, ко двору царя подавались вина с виноградников Астрахани. Вообще винная культура у нас всегда была, если посмотреть на церковь, которая использует вино для крещения. Изготовление домашних вин, виноградных и плодово-ягодных – давняя российская традиция. Самый серьезный удар общественной культуре пития был нанесен в 1985 году, когда в бывшем СССР началась тотальная вырубка виноградной лозы. Площади посадок было сокращены в 2, а то и более раз. Началась борьба за здоровый образ жизни. Потом стало выгоднее закупать виноматериал из-за границы, чем заниматься производством собственных вин. Можно сказать, в России воцарилось водочное лобби.

     Новый этап развития винного рынка и популяризации отечественного вина начался только с наступлением XXI века. И с каждым годом только улучшается качество продукции. Влияет на это несколько факторов. Один из них – это возможность путешествовать и приглашать иностранных специалистов. Второй факт – увеличивающийся с каждым годом объем потребления. Производить вино в России – очень тяжелый труд. Основные области сконцентрированы в южной части – Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край и с недавнего времени Крым. Климатические условия здесь более благоприятные в температурном плане. Производителям из Ростовской области приходится несладко, так как здесь укрывное виноградарство, при котором лозы на зиму закапываются в землю. Надо отметить, что Россия богата не только климатическим разнообразием, но и почвенным. По официальным данным в долине Дона под виноградниками находится 5000 гектаров, и это лишь один из районов российского виноделия. В России сегодня действительно производят достойные вина, и это подтвердила недавняя дегустация, которая проходила в Германии в городе Нойштадт ам Вайнштрассе. Именно здесь с 2001 года проходит международный конкурс Mundus Vini. В этом году было представлено 7200 вин со всего света, и 160 членов жюри из 38 стран в течение 5 дней оценивали их. Вина из хозяйства «Усадьба Дивноморское», «Абрау-Дюрсо» и «Винодельня Ведерниковъ» завоевали 9 золотых и четыре серебряные медали. И такие успехи в нашем виноделии с каждым годом становятся нормой. У нас в стране культивируются уникальные сорта, которые не имеют аналогов в мире. Российское виноделие не только привлекательно для инвесторов – оно очень нуждается в них, заключил эксперт.

Круглый стол в Краснодаре

     Весной в краснодарском ВЦ «Кубань – Экспоцентр» в рамках 18-й международной выставки оборудования, технологий и продукции виноградарства и виноделия «Винорус. Винотех» состоялся круглый стол на тему: «Виноделие в условиях импортозамещения и нестабильности валютного рынка: перспективный рост или отраслевой кризис».

     В мероприятии приняли участие представители власти, члены союза виноделов, банкиры, участники винодельческого бизнеса разной величины – начиная от руководителей крупнейших компаний и заканчивая фермерами.

     В режиме диалога участники обсудили перспективы полного импортозамещения, коснулись проблемы кадрового голода и ряда других насущных вопросов. В ходе обсуждения было озвучено, что ожидать полной замены импортных сортов вина не стоит. Дело в том, что на данный момент нет возможности полностью перейти на отечественные компоненты производства. Некоторые составляющие просто отсутствуют на российском рынке или не отвечают требованиям современных производителей.

     При этом стоит отметить, что даже самые винодельческие государства имеют на полках 10% импортного продукта. Другой вопрос, что этот импорт должен быть достойного качества.

     В своих докладах представители власти указали на нехватку виноградников на территории страны. Для приближения к решению задачи импортозамещения в России должно быть не менее 200000 гектаров виноградников, и даже если завтра их начнут разбивать, результат появится не ранее, чем через 5 лет.

     В свою очередь, сами виноделы отметили позитивную тенденцию – интерес к их вину весьма высок. Многим даже не хватает количества производимого продукта, чтобы удовлетворить заявки всех заказчиков. Однако задача увеличения производства видится непростой. На сегодняшний день виноградников в стране меньше, чем хотелось бы, да и в целом индустрия переживает сильную нехватку кадров. Ситуация с падением рубля поспособствовала росту цен на импортное вино, а некоторые производители и вовсе покинули российский рынок. Эти события позволяют отечественным виноделам расширить свои каналы сбыта и увеличить производство, но вместе с тем участники круглого стола неоднократно упоминали о недоступности банковских кредитов, без которых нормальное развитие маловероятно.

     Отдельно стоит остановиться на ситуации, в которую попали крымские виноделы. В последний год вместо развития многим приходилось выживать. Компании потеряли свой предыдущий рынок и теперь вынуждены начинать практически с нуля, что на данном этапе очень тяжело. Дефицита вина они не ощущают, а вот его экспорт на континентальную часть России является огромной проблемой.

     Со стороны банковского сектора на круглом столе выступили представители Росбанка и Россельхозбанка. В своих докладах они рассказали о перспективах сотрудничества с виноделами.

     Евдокия Малогловец, региональный директор Южного филиала Росбанка, отмечает, что у Росбанка уже есть успешный опыт работы с производителями винных изделий. Руководствуясь этим опытом, а также динамикой рынка, сегмент винных производителей демонстрирует очень красивые показатели по объемам выручки и приросту. Поэтому Росбанк заинтересован в работе с виноделами и готов предоставлять весь комплекс банковских услуг. Евдокия Малогловец отметила, что те высокие процентные ставки, на которые обращали внимание некоторые участники круглого стола, на сегодняшний день заметно снизились. Вместе с тем банкир подчеркнула, что кредитная организация находится в общих условиях и вынуждена ориентироваться на ключевую ставку, установленную государством. Учитывая «разбег», зависящий от срока кредитования или компании, которая заинтересована в финансовых ресурсах, процентная ставка колеблется на уровне 15–19% годовых. «Есть еще один момент, возможно, заинтересующий компании. Помимо прямого финансирования мы хороши в документарном бизнесе. Речь идет о гарантиях и аккредитивных формах расчета. По гарантиям разбег составляет от 1–3%, в зависимости от ее вида», – добавила представитель кредитной организации. Ко всему прочему банк может предложить лизинг и возвратный лизинг. Росбанк, как часть международной группы, обладает международной экспертизой, и если речь идет о работе с иностранными партнерами, он также готов выступить посредником. «Банки являются частью общей финансовой системы, и то, что происходит в государстве, оказывает на нас сильное влияние. Однако тяжелейший с финансовой точки зрения декабрь 2014 года показал, что Росбанк не задержал кредитование ни на день, ни на час, работал с клиентами в нормальном стабильном режиме», – подчеркнула Малогловец.

     В финальной части круглого стола участники выслушали доклад Дмитрия Вдовина, директора краснодарского регионального филиала Россельхозбанка. Говоря о сегодняшней ситуации, представитель кредитной организации также отметил снижение процентных ставок, которые, возможно, были высокими несколько месяцев назад. Сегодня банк готов работать с производителями в диапазоне 21–22% годовых, с учетом того, что данные вопросы не надо будет согласовывать с Москвой. «Мы – один из немногих банков, который в настоящее время имеет право принятия собственных решений», – подчеркнул Дмитрий Вдовин. Банкир сообщил, что Россельхозбанк за 1-й квартал 2015 года профинансировал сезонно-полевые работы в объеме более 2.5 млрд. рублей. «Безусловно, можно работать больше и лучше, но, в соответствии с поставленной задачей правительством перед нашей организацией, мы должны обеспечивать ежемесячный прирост кредитного портфеля в сумме не менее 1%, и краснодарский региональный филиал – один из немногих филиалов в системе, который этот показатель выдерживает. На нас равняется страна, мы – сельскохозяйственный регион, и если не мы, то кто?» – заявил представитель Россельхозбанка. По его словам, проблема развития виноделия в нашей стране скрыта не только в дорогостоящих кредитах. Год назад ставка на приобретение сельхозпродукции была равна 11%, и предпринимателям все равно что-то мешало интенсивно развиваться. «Банк – это инструмент, посредством которого производитель должен обеспечивать бесперебойность процесса. Если о банковской системе не будут говорить, это будет самая хорошая характеристика нашей работы. Мы – инструментарии; мы просто обеспечиваем деньгами, которые необходимы вам для развития бизнеса», – этими словами Дмитрий Вдовин завершил свое содержательное выступление.

      Подводя итоги круглого стола, можно прогнозировать, что в ближайшие месяцы или даже годы не стоит ожидать, что магазины будут пестрить стеллажами с различными сортами российского вина и шампанского. Но если все заинтересованные в этом стороны в полном согласии пойдут по намеченному маршруту, рано или поздно это может произойти.

Кредиты виноделам

     И все же кредитование сельского хозяйства – рискованное дело. Это мнение разделяют и производители, и банкиры, и юристы. А вот что касается РКО – наоборот, банкам такие клиенты очень даже нужны.

     За последний год спрос на российские вина существенно вырос, отметил Михаил Николаев, управляющий партнер семейного предприятия «Николаев и сыновья», генеральный директор винодельческого хозяйства «Лефкадия». По его словам, из-за повышения цен на импортную алкогольную продукцию на 40–50% на фоне девальвации рубля интерес потребителей сместился в сторону отечественной продукции. Уже сейчас доля российских вин на полках супермаркетов выросла на 15–20% по сравнению с докризисным периодом, и «Лефкадия» это ощущает: количество заказов выросло в разы. Поэтому, если говорить о своевременности инвестиций в российский рынок вина – с учетом присоединения крымских территорий, – найти более подходящий момент будет сложно, уверен эксперт.

     «Важный момент: когда мы рассуждаем о российском рынке вина, мы имеем в виду вина, разлитые на территории России. Но до сих пор треть российского вина изготавливалась из импортного сырья, а потому инвестиции в рынок предполагают комплексное освоение отрасли: от поиска подходящего участка земли под виноградники до упаковки», – подчеркнул Николаев.

     Для инвесторов, рассчитывающих на прибыль в краткосрочной перспективе, рынок вина – не самый интересный объект вложений по всему миру, признает эксперт. Инвестиционный цикл в отрасли «от сохи» до получения первой прибыли составляет не менее пяти-шести лет, а для производства высококачественного вина и более десяти лет. От инвестора требуются не только денежные вложения, но и создание инфраструктуры производства. Винный рынок может стать весьма привлекательным для стратегических инвестиций в среднесрочной перспективе, учитывая стоимость винограднопригодной земли в России. Мировые тенденции показывают, что там, где закрепился высокий имидж земли, увеличивается стоимость винограда за килограмм.

     Виноделие не очень привлекательно для инвесторов, подтверждает Александр Трифонов, эксперт и основатель правового сервиса 48Prav.ru. Объектом залога и обеспечением по кредиту по факту становится только земля и постройки на территории винодельческих хозяйств. «По факту, когда внешние юристы делают юридический Due Diligence, субъективный вывод потенциальных кредиторов, займодателей или инвесторов всегда прост – может произойти все что угодно, и нужно понимать реальную рыночную стоимость земли. И уже исходя из нее производить расчет. Точно такой же подход – в целом в сельском хозяйстве, особенно в отдаленных регионах от Москвы и не в традиционных агрорегионах», – сообщил эксперт.

     «Предприятия винодельческой отрасли, более сфокусированные на переработке и относящиеся к производственному сегменту экономики, безусловно, интересны банкам в качестве клиентов расчетно-кассового обслуживания. Ключевая причина – активные обороты средств на их счетах, – говорит Светлана Мызникова, начальник управления развития услуг малого и среднего бизнеса Уральского банка реконструкции и развития. – Среди стабильных средних и крупных предприятий, кредитующихся в УБРиР, также присутствуют представители сельскохозяйственного производства. При этом следует отметить, что банковские инвестиции в сельскохозяйственные и аграрные компании малого и микробизнеса нельзя назвать желанными и привлекательными, что объясняется высокими рисками кредитования. Ведь такие предприятия, подверженные влиянию сезонности и неконтролируемых погодных условий, нуждаются в большем запасе прочности, а оборудование или продукты производства, предоставляемые компаниями данного сегмента в качестве залогового имущества, низколиквидны. Тем не менее финансирование сельскохозяйственного производства имеет стратегическое значение для страны в целом и нуждается в поддержке государства».

     Особенности работы с виноделами раскрыл Евгений Михайловский, заместитель начальника отдела обслуживания и кредитования импортеров подакцизных товаров департамента корпоративного бизнеса Пробизнесбанка (ФГ «Лайф). «В кредитовании винодельческой отрасли с особой тщательностью мы подходим к оценке предприятий полного цикла, которые выращивают виноград, сами обрабатывают сырье и производят вино – в общем, работают по принципу «от лозы до бокала». Здесь мы учитываем риски, связанные с сельскохозяйственной деятельностью, также препятствием может быть низкая ликвидность залогового обеспечения. Если речь идет о предприятии неполного цикла, то риски стандартные, и, соответственно, возможности для финансирования хорошие. Но в любом случае мы работаем с любыми компаниями, стараемся найти индивидуальное решение и отмечаем для себя перспективность отрасли в целом», – рассказал он. В последнее время наблюдается увеличение потребностей российских виноделов, увеличивающих объемы производства, резюмировал банкир.

Дмитрий Бавин, Тимофей Лапин

http://bankir.ru/

Поделиться: Просмотрено: 1679