тел.: (8652) 77-45-98

факс: (8652) 77-45-90

Государственная поддержка
Наши услуги
Инвестиционная привлекательность отрасли
Доска объявлений
Предприятия отрасли
Винная карта Ставрополья
Союзы отрасли
Экономика подотрасли
Законодательство
Кадры

История этикетки для вина

История этикетки для вина
28.10.2014

     Когда появилось первое вино? Пока этот вопрос — предмет споров, поскольку периодически по мере поступления артефактов археологи обновляют даты (в настоящее время учёные остановились на 4 000 лет до н.э.). Однако время появления первой винной этикетки удалось установить более–менее достоверно, поскольку информация о вине была отражена в числе прочих важных событий при захоронении фараона Тутанхамона. Находка соответствует дате смерти 18–летнего правителя (приблизительно в 1323 году до н.э.). На амфорах, найденных в пирамиде, были обозначены винные марки стран с упоминанием винных законов.

     Более позднее свидетельство относится к эпохе Сасанидов (224–651 г. н.э.). В те времена правитель Хусроу (Husraw) опубликовал список винных рекомендаций с упоминанием регионов. Он сообщил, что "вино Трансоксания (Transoxania) довольно хорошее, таким же можно назвать и вина из городов Герат (Heart), Марв–Руд (Marw-Rud), Буст (Bust) и Хулван (Hulwan), однако ни одно из них не сможет сравниться с вавилонским вином Bazrang (Базранг)". То есть вина маркировались уже в те времена.

     В древнем мире вино на экспорт отправлялось в глиняных амфорах, на которых ещё до обжига мастер–винодел, заказывающий у гончара тару, ставил своё клеймо. На одном из сосудов (знаменитая амфора Корнелия), датируемых 51 г. н.э. была нанесена следующая информация: Lun-Vet/A-III-R/X/M/Valeri Abinnerici / Cornelia, что в переводе означает "вино собрано в убывающую луну сентября, трёхлетней выдержки, красное, произведено мастером Валерием Абинеричи дома Корнелия".

     Самая старая бумажная винная этикетка — плод творчества французского монаха Пьера Периньона (Pierre Perignon). Время её создания относится к началу XVII века — тогда монах надписал на плотном пергаменте информацию о вине и привязал этот листок к шейке бутылки.

     С 1700–х годов начинается массовое производство стеклянной тары. Это стимулирует и расширение винных линеек (вино в стеклянных бутылках становится проще перевозить), и одновременно даёт толчок появлению настоящей винной этикетки, такой, которой мы её знаем.

     Нужно сказать, что бумага и печать на ней добрались до европейцев из Китая и добрались вовремя, сыграв огромную роль в истории развития винных этикеток. Информации на бутылке с вином становится больше, сведения детализируются.

     В 1798 германский мастер из Богемии Алоиз Зенефельдер (Alois Senefelder) усовершенствовал способ печати, разработав метод литографии. Это позволило начать выпуск этикеток в промышленных масштабах. В это же время форма самой этикетки стандартизируется и становится прямоугольной (на бумаге такого формата помещается больше данных, остаётся место и для изображения).

     В каждой стране, производящей вино, формировались свои особенности дизайна этикетки. Во Франции (особенно на знаменитых марках шампанского) было принято наклеивать пышные этикетки, украшенные золотом, серебром, бронзой и синью (это самая дорогостоящая краска). В то время как в Германии даже к концу XIX века тевтонский дух не давал возможность дизайнерам развернуться. Этикетки печатались на простом прямоугольнике бумаги белого цвета чёрной краской готическим шрифтом. С информацией тоже была беда, никаких эпитетов вроде "великолепное" и "чарующее", только название вина и год производства.

     На Франции как законодательнице "этикеточной моды" стоит остановиться подробнее, поскольку именно здесь винная этикетка приобрела эталонный современный облик. Сначала французы рисовали на этикетках всё, что сердцу мило — и женщин, и цветы, и прочие радости жизни, к вину прямого отношения не имеющие. Со временем огромное разнообразие сюжетов свелось к нескольким основным мотивам, которые стали диктовать и графические, и колористические решения изображения.

     Нейминговая винная традиция нашла своё отражение и в этикетке. Например, для бордо приняты названия вроде "Шато Марго" (Chateau Margaux), "Шато Лафит-Ротшильд" (Chateau Lafite-Rothschild), "Шато Мутон-Ротшильд" (Chateau Mouton-Rothschild), "Шато Латур" (Chateau Latour), "Шато О-Брион" (Chateau Haut-Brion). Логично, что и на этикетке вина изображался замок или же семейный герб создателя, либо и то, и другое. Такой дизайн вызывает ассоциации с благополучием региона, с безупречной репутацией владельца, с высоким качеством продукта и его славной многолетней, а то и многовековой историей.

     То есть старинные замки и их окрестности всё–таки вытеснили с этикеток улыбчивых женщин во фривольных нарядах. Интересно, что во Франции и Германии выпускались любопытные этикетки, на которых печатью наносился только сорт вина, после чего производитель от руки вписывал информацию о себе.

     Несмотря на все открытия и очевидную пользу для торговли винная этикетка приживалась непросто. С одной стороны, развитие романтического искусства и последующий переход к модернизму привели к постепенному вытеснению исключительно шрифтовых этикеток, к появлению изображений, выполненных методом цветной литографии с золотым тиснением. А с другой стороны, не все воспринимали эти новшества положительно, и даже в начале XIX века заметная часть вин продавалась в "голых" бутылках или же просто на розлив в тару покупателя.

     В ХХ веке этикетки становятся объектами прикладного дизайна, а некоторые экземпляры даже произведениями искусства. В разное время целый ряд брендов к разработке оформления привлекал выдающихся художников, среди которых Сальвадор Дали, Михаил Врубель, Энди Уорхолл и многие другие. Сегодня этикетки превратились в предмет коллекционирования. Некоторые экземпляры ввиду своей редкости стоят в тысячи раз дороже вин, которые они презентовали. Посмотрим, что будет дальше.

http://www.Vinmoldova.md/

Поделиться: Просмотрено: 887