Виноградарство и виноделие как отрасль сельского хозяйства на протяжении многих столетий занимали важное место в экономике крупнейших европейских стран.
Определяющим для качественного роста европейского, да и мирового виноделия стал XX век. Учреждение в 1935 году института INAO во Франции и начиная с конца 1960-х годов принятие во многом аналогичного законодательства в Италии послужило определению принципов по контролю за происхождением, производством и, как следствие, качеством производимых вин этих винодельческих стран.
В течение второй половины XX века произошел качественный рост виноделия стран Нового Света, а в начале XXI века заговорили о росте виноделия в странах так называемого Старого Света. К ним в первую очередь относят Венгрию, Румынию, Болгарию, страны Балканского полуострова и Грузию.
В этот ряд можно поставить и Россию, где вопрос качественного роста уже назрел и есть все предпосылки к тому, что в течение ближайших пяти-десяти лет российские вина поднимутся на принципиально более высокий качественный уровень.
Для этого у России есть самое главное - это благоприятные природные условия. Но сделать предстоит еще очень много. Большим шагом вперед было признание вина продуктом сельского хозяйства год назад. Но это было лишь декларацией.
Главное же - инициативы по развитию российского законодательства были одобрены по итогам совещания, посвященного развитию российского виноделия, которое проводилось 27 мая в Краснодарском крае.
В контексте мирового опыта России просто необходимо разработать национальное законодательство в области контроля за выращиванием винограда, из которого производится российское вино.
Большим подспорьем могут послужить законодательный запрет называть вино российским, если оно произведено из импортного виноматериала
В каждой из ведущих винодельческих стран существует соответствующее законодательство, регулирующее вопросы выращивания винограда, производства вина и контроля за географическими наименованиями произведенных вин.
Большим подспорьем могут послужить законодательный запрет называть вино российским, если оно произведено из импортного виноматериала, и соответствующее законодательное принуждение указывать на этикетке происхождение виноматериала, если он импортный.
Также заметной поддержкой могло бы стать разрешение рекламировать вина, произведенные из винограда, выращенного в России. Тем самым пересмотрев годами сложившуюся практику отождествления вина и крепкого алкоголя, которая носит абсолютно деструктивный характер.
Но рекламировать нужно качество, которое пока невозможно подтвердить без профессионального заключения.
Меня часто спрашивают: какое российское вино хорошее?
Так вот если примут грамотные законы, то каждый человек будет сам в состоянии сделать вывод по одной только этикетке вина. Получит ли он удовольствие от самого вина, будет зависеть от его понимания, знаний и субъективного опыта. Но одно можно утверждать: он сможет сделать однозначный вывод, кто, из чего и где произвел вино. А дальше дело уже за развитием собственного вкуса в вине.
Еще одним определяющим моментом может стать особый порядок лицензирования винодельческой деятельности для маленьких фермерских хозяйств. Конкуренция в производстве - залог качественного роста, которая в среднесрочной перспективе способна стать драйвером развития российского виноделия.
России просто необходимо разработать национальное законодательство в области контроля за выращиванием винограда
В случае законодательного и административного воплощения всех вышеуказанных инициатив российские вина могут составить хорошую конкуренцию винам Старого и Нового Света. Это также привлечет в отрасль новые инвестиции не только со стороны российских инвесторов, пример которых уже есть, а также инвестиции от иностранных компаний и будет способствовать росту доверия к российским винам.
К примеру, по этикетке французского или итальянского вина можно понять основные характеристики вина. Это географическое место, где выращен виноград, вплоть до названия конкретного виноградника. Понять, кто произвел это вино, из какого сорта или сортов винограда и когда оно было разлито по бутылкам.
Эти характеристики контролируются законодательно в таких странах, как Франция, Италия, Испания, Германия, Австрия, Швейцария, Словения, Хорватия, Бельгия, Люксембург, Румыния, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и даже Украина.
То же можно сказать и обо всех странах Нового Света, где законодательство было разработано по образу европейских стран и в первую очередь Франции.
Во Франции этим занимается институт INAO, который следит за оригинальностью происхождения продуктов питания и вина в том числе.
Что же касается затрат на продвижение, то сам по себе маркетинг должен быть грамотным. И такой опыт есть у многих ведущих винодельческих стран.
Можно организовать компанию по образцу австрийской компании Austrian Wine Marketing. Это государственная компания, которая системно и очень плодотворно занимается популяризацией австрийского вина по всему миру.
Также можно воспользоваться опытом Италии, где в каждом винодельческом регионе есть соответствующий консорциум, объединяющий всех виноделов. Придумать концепцию национальной выставки виноделия по образу итальянской Vinitaly или французской Vinexpo. Помимо того что эти выставки проходят в своих странах, их организаторы и владельцы устраивают и выездные мероприятия в течение всего года в разных частях света.
Еще одним определяющим моментом может стать особый порядок лицензирования винодельческой деятельности для маленьких фермерских хозяйств
В стремлении повысить уровень качества российского вина нельзя забывать и о грамотном регулировании и поддержке бизнес-инициатив в области российского виноделия.
Аналогично другим отраслям экономики необходимо создать оптимальные условия, которые бы способствовали его росту. По моему мнению, основными направлениями на этом пути могли бы стать меры финансовой поддержки в виде льготных кредитов для предприятий и мелких виноделов, инвестирующих в развитие своих хозяйств, снижение налоговой нагрузки в течении первых пяти лет, пока новые виноградники не войдут в техническую зрелость, и, самое главное, системная поддержка науки в виде грантов для перспективных молодых специалистов, выпускников профильных вузов. Их просто необходимо отправлять учиться в ведущие мировые вузы. Их не так много, но результат будет очень быстрый. Это как раз и есть период пять-десять лет. Через это прошли все винодельческие страны.
Во всех ведущих винодельческих странах виноградарство - это отрасль сельского хозяйства. Хорошо, что в России наконец это тоже поняли.
Год назад вино перестало быть алкоголем и стало продуктом сельского хозяйства, а после последнего совещания отрасль виноградарства была переподчинена Минсельхозу. Но несмотря на это, вино как продукт виноградарства, точнее, его оборот все равно остался за РАРом. Теперь дело за развитием соответствующих законодательных инициатив в целях гарантирования качества производимых вин.
В России есть самое главное для производства конкурентоспособных на международном уровне вин - это терруары. Нет пока только достаточного количества специалистов, и не определены условия деятельности бизнеса. Но отрасль все равно развивается. Еще три-четыре года назад о российском виноделии можно было даже не говорить. Сегодня уже есть целая линейка качественных и интересных вин, которые легко поспорят с винами Старого и Нового Света базового и среднего уровня.
Григорий Чегодаев-член международной ассоциации сомелье A.S.I. (Association de la Sommellerie Internationale), серебренный призер XIV ежегодного конкурса на звание "Лучший сомелье России"
itar-tass.com
www.alcoexpert.ru